Введение в учебную дисциплину «Музыкально-компьютерные технологии»

  • В современном электронном музыкальном инструментарии наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии в музыке и искусстве музицирования. Без представлений о современных технологических аспектах музыкального творчества, музыкального инструментария (в том числе – музыкально-компьютерного) невозможна грамотная интерпретация музыкальных произведений исполнителем.
  • Как показывает практика, эра цифровых технологий, в которую вступило человечество на исходе второго тысячелетия, оказывает огромное влияние, в том числе и на жизнь искусства. Основа всей новой музыкальной продукции в мире сегодня создается и записывается при помощи электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) и музыкальных компьютеров (МК). Компьютерная музыка становится важнейшей составляющей современной музыкальной культуры. Звуковой материал, представленный в цифровом формате, объективно является основой обновления музыкального искусства и музыкальной культуры в целом: появляются новые выразительные возможности, возникают новые жанры, стили, открываются новые художественные формы выражения и отображения музыкального пространства и многое другое.
  • В последнее время в становлении музыканта обозначился его значительный интерес к компьютерной музыке: многогранность, глобальная применимость её дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень, что необходимо сегодня и исполнителю, и композитору, и аранжировщику, и звукорежиссеру, и музыканту-педагогу
  • Современный музыкально-образовательный процесс постепенно обновляется в области технологий и средств обучения, которые отвечают особенностям восприятия молодого поколения и способствуют активному вовлечению учащихся в учебную деятельность. Новые подходы в преподавании не обошли стороной и дисциплины музыкально-теоретического и исторического циклов на всех ступенях подготовки, хотя, несомненно, традиционное занятие является основной формой учебного процесса, но в него привносятся элементы современных технологий для развития познавательной сферы учащихся.
  • Особое значение сегодня начинают приобретать музыкально-компьютерные технологии, которые являются важным средством инновации музыкального образования и позволяют по-новому передавать, воспринимать и применять учебную информацию. Возможности информационных (компьютерных) технологий позволяют создавать учебно-развивающую среду для творчества и самообразования учащихся; делать занятия более доступными, разнообразными, интересными; повышать качество обучения на самых разных ступенях музыкального образования.
  • Несмотря на то, что с каждым днем количество сторонников их применения растет, педагогам необходимо помнить, что это всего лишь средство обучения, и использовать данные технологии в связи с определенными учебными задачами.
  • Применение инновационных технологий, в частности, технических средств обучения (элементов художественно оформленного наглядного видео-обучения) способно повысить мотивацию студентов к изучению дисциплин «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «История музыки». Среди технических средств, которые возможно использовать в вузе на указанных дисциплинах, выделим интерактивные доски, которые на сегодняшний день получают большое распространение не только в общеобразовательных, но и в музыкальных школах, колледжах и вузах.
  • Большую пользу может принести использование на занятиях клавишного синтезатора, это значительное подспорье в работе педагога и шаг к новым технологиям. У многих учащихся присутствуют проблемы с чувством ритма, особенно у тех, кто без музыкальной подготовки или закончил музыкальную школу. На синтезаторе имеется стандартный набор ударных инструментов, с помощью которых возможно давать ритмические диктанты. Кроме того, можно соединять различные ритмические рисунки в ансамбли.
  • Синтезатор хорошо применять и в творческих заданиях, например, это может быть: сочинение мелодии на заданное гармоническое сопровождение; импровизация на фоне остинатного сопровождения; подбор сопровождения в различных жанрах; ритмическое варьирование мелодии. Данное устройство можно применять при записи диктантов в исполнении различных инструментов, а также при пении с листа, когда педагог подключает ритмическое сопровождение в нужном темпе для поддержания единого метроритма. При пении можно подключать сопровождение в различных инструментальных составах, в том числе и оркестра.
  • Дисциплина «Музыкально-компьютерные технологии» позволит раскрыть возможности в работе с музыкальной информацией. Пользователи компьютерных технологий должны обладать знаниями основ процессов информационного моделирования в музыке, технических средств обработки звука, а также использования компьютерных технологий в музыкальной издательской деятельности, что становится необходимым как для современного музыканта.
  • Очевидна необходимость создания перспективной методики, направленной на овладение педагогами-музыкантами адекватным уровнем современных средств информационных технологий в музыке и музыкально-компьютерных технологий (МКТ), знаниями в области информационных технологий в художественном образовании и музыкальной информатики как динамично развивающихся областей знаний человека, которая активно влияет на методы и средства современных педагогических технологий.
  • Компьютерная техника развивается очень стремительно и проникает в разные области жизни человека. Поскольку с самого начального момента появления компьютеров программисты активно осваивали компьютерными упражнения со звуком, этот прогресс затронул и различные области музыки – создание, хранение и воспроизведение музыкальной информации.
  • За последние 10 лет профессиональные звукооператорские студии как бы переместились в наш дом и дают безграничные возможности для человека, увлекающегося музыкой. Компьютер сейчас – это хранилище музыкальных произведений, проигрыватель, нотатор, синтезатор звука и аранжировщик.
  • Теперь домашний компьютер, в котором имеется звуковая карта и простая программа – музыкальный редактор, предоставляет Вам возможность управления оркестром в составе до 128 инструментов. Компьютер очень быстро вошел в эстрадное искусство, с его помощью создаются шлягеры, компьютер управляет звуком и светом на эстрадных концертах.
  • В современных условиях знакомство с электронным оборудованием, владение персональным компьютером, умение пользоваться новыми информационными технологиями становится всё более необходимым для квалифицированной работы в самых различных отраслях производства, науки и культуры, в том числе в области музыкального искусства.
  • Учебная программа по учебной дисциплине «Музыкально-компьютерные технологии» предусматривает изучение компьютерных технологий, современных технических и программных средств обучения и др.
  • Знание музыкально-компьютерных технологий в настоящее время является необходимым элементом подготовки квалифицированного педагога-музыканта, который должен уметь ориентироваться в большом мире программ и программных пакетов и выбирать именно те, которые востребованы в области его профессиональной деятельности.
  • Таким образом, система музыкального образования на всех ступенях подготовки обновляется. Одним из средств обновления является внедрение информационных технологий, использование которых способствует формированию интеллектуальных умений учащихся, активизации самостоятельной познавательной деятельности, развитию творческих способностей, повышению мотивации к получению знаний по определенным дисциплинам, то есть в целом они обеспечивают эффективность образовательного процесса, делая его адекватным современным запросам молодежи. Компьютерные тренажеры, мультимедиа курсы и интерактивные программы способствуют приобретению и закреплению практических навыков. Это, несомненно, перспективные дидактические средства, расширяющие возможности преподавателя-теоретика в выборе форм организации познавательной деятельности студентов, способствующие их активному вовлечению в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения вопросов проблемного, творческого, исследовательского характера. 

Вопросы для самоконтроля

1. Когда возникло новое направление в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике, обусловленное быстрым развитием электронных музыкальных инструментов?

2. Является ли компьютерная музыка становится важнейшей составляющей современной музыкальной культуры, если да, то почему?

3. Какими знаниями должны обладать пользователи музыкально-компьютерных технологий?

4. Изучение чего предусматривает учебная программа по учебной дисциплине «Музыкально-компьютерные технологии» ?

5. Почему и для чего внедряются информационные технологии (музыкально-компьютерные технологии в системе музыкального образования?


Гомель 2022

Built with Mobirise