История становления музыкально-компьютерных технологий

Моделирование и имитация творчества позволит лучше изучать процесс создания, т. е. создания произведений искусства и процесс восприятия этих произведений. 

Музыкальная теория и музыкальная эстетика начали свое развитие в Древней Греции. Пифагор и пифагорейцы научно сформулировали ряд акустических законов музыки. Аристоксен выдвинул тезис о значении эмпирически-слухового восприятия интервалов и звукорядов. Дальнейшее развитие музыкальной теории нашло отражение в трудах Никомаха, Птолемея (1-2 вв. н. э.), Аристида Квинтилиана, Порфирия, Аллипия (3-4 вв. н.э.) и других.


Этическую концепцию музыки разрабатывали многие античные учёные, в том числе Платон и Аристотель. Пифагор поднял искусство до истинно достойного состояния, продемонстрировав его математические основания. Пифагору приписывают открытие диатонической шкалы. Получив основные сведения о божественной теории музыки от жрецов различных Мистерий, Пифагор провёл несколько лет в размышлениях над законами, управляющими созвучием и диссонансом.

История развития электронной музыки тесно связана с экспериментальной музыкой. Эксперименты с музыкой начались задолго до 20-ых годов XX века, когда зарождалась электронная музыка, тогда как сама электронная музыка явила собой логическое продолжение экспериментов в музыке. 


Экспериментальная музыка (от латинского experimentum - проба, опыт) – музыка, сочиняемая с целью проверки новых композиционных приемов, новых условий исполнения, необычного звукового материала и т. п. 


Понятие экспериментальная музыка тесно связана с такими понятиями, как творческий поиск, новаторство. В 50-е годы XX века экспериментальной музыкой называли, главным образом, конкретную музыку, электронную музыку (в 1958 в Париже инициатор конкретной музыки П. Шеффер руководил Первой международной декадой экспериментальной музыки). Как экспериментальная музыка рассматривают также, например, синтез света и музыки (светомузыка), машинную музыку. 


Историческая предпосылка возникновения экспериментальной музыки (помимо изобретения звукозаписи) – перелом, происшедший в начале XX века в области использования музыкально-технических средств и приведший, во-первых, к возникновению серийной техники («техники ряда») новой венской школы и, во-вторых, «тембровой мелодии» (немецкое Klangfarbenmelodie; термин в «Учении о гармонии» Шенберга). 

  • В 1899 году английский изобретатель Уильям Дадл продемонстрировал в Лондоне музыкальный инструмент с «поющей дугой» - Тесла.
  • Американский изобретатель Тадеуш Кахилл в 1906 году продемонстрировал 200-тонный инструмент – «Телармониум».
  • В 1920 году советский ученый Лев Термен создал свой первый электронный музыкальный инструмент – этерофоном ("терменвокса") – первый в истории синтезатор.
  • В начале 20-х годов Л.Термен представил инструмент, позволяющий управлять музыкой и светом с помощью пластики тела –«терпситон».
  • В 1931-1933 году в США Л. Терменом сконструирован «ритмикон» – первая в мире ритм-машину.

Изобретение звукового кино в конце 20-х годов ХХ столетия привело к революции в области музыкальной технологии. Вскоре в СССР было создано несколько лабораторий, занимавшихся проблемами «искусственного звука».

 В основном, создавалась прикладная киномузыка, результатом работы было озвучивание фильмов. В начале 30-х годов ХХ века советские исследователи, фактически, умели сэмплировать, синтезировать звуки музыкальных инструментов, голос человека, различные шумы, то есть аппаратным способом были достигнуты возможности, теперь ставшие традиционными в цифровых технологиях.

Электронная музыка – музыка, которая создается и исполняется с помощью электронно-акустической и звуковоспроизводящей аппаратуры. В электронной музыке объектом является не только звуковая ткань и композиция в целом, но и звуковой материал.

К концу 40-х годов возникновение конкретной музыки способствовало появление удобной звукозаписывающей аппаратуры - магнитофонов. Важным требованием конкретной музыки является то, что материалом композиции служит записанный звук, отделенный тем самым от своего источника и естественного контекста. Фиксированные звуки - название, предложенное взамен выражению «записанные звуки», подчеркивавшему существование «звучащей реальности» еще до записи.

В конце 50-х годов рождается новое направление – компьютерная музыка. В ее основе заложены активно развивающиеся кибернетика и информационные технологии. Музыка, реализованная большими компьютерами, отличалась по звуку от любых других форм и проявлений электронной музыки. Поэтому вначале было предложено подразделить электронную музыку на естественно-электронную и компьютерную.

Одним из впечатляющих произведений такого рода являются «Инфраслышания» Герберта Брана. Сегодня термин компьютерная музыка имеет два различных значения. С одной стороны, в популярной сфере, это примерно то же, что и электронная музыка, только с опорой на компьютерную технику, с другой стороны, в академической среде, этот термин чаще всего указывает на использование формальных алгоритмов в процессе сочинения музыки. Такую музыку часто определяют, как алгоритмическую.


Огромную роль в развитии компьютерной музыки сыграло изобретение в 1955 г. синтезатора МАРК I и его более совершенной версии МАРК II (1959 г.). В конце 60-х годов ХХ века в результате полного стирания границ между конкретной и электронной музыкой, которые, объединившись с направлением компьютерной музыки, образовали направление под названием «электроакустическая музыка». В середине 90-х академические рамки данного направления также практически исчезли.


Таким образом, музыкальная теория и музыкальная эстетика начали свое развитие в Древней Греции. Пифагор в своих исследованиях продемонстрировал математическое основание музыкального искусства. Возникновение и развитие электроакустических музыкальных инструментов прошло долгую историю, основанную на научных исследованиях и достижений. Благодаря развитию компьютерных технологий музыкант мог создавать самые невероятные эффекты и тембры абсолютно без малейшего знания их структуры, контролируя себя только слухом, тем самым, высвобождая свои силы и эмоциональную энергию на чистое искусство.

Вопросы для самоконтроля

1. Где и когда начала свое начало музыкальная теория и музыкальная эстетика?

2. Кто разрабатывал этическую концепцию музыки в те времена?

3. С чем тесно связана история развития электронной музыки?

4. Как вы понимаете понятие "Экспериментальная музыка"?

5. Краткая хронология развития электронных музыкальных инструментов.

6. Что такое "Электронная музыка"?

7. Когда возникло понятие "Компьютерная музыка"?

8. Какие вы знаете первые электронные музыкальные инструменты?


Гомель 2022

Made with Mobirise - Get now