Новые возможности компьютеров в творчестве музыкантов

Информационные технологии сегодня – это мощнейший образовательный и воспитательный ресурс.
Информационная технология - процесс, состоящий из методов, способов и приемов, позволяющих осуществлять информационные процессы обработки, хранения, передачи, поиска и выдачи информации.

С момента, когда компьютеры стали способны полноценно обрабатывать звуковую информацию в реальном времени, появились новые методы интерактивного взаимодействия пользователя (в том числе, учителя и ученика) с музыкальной моделью, сформировались новые взгляды на МК как на инструмент музыканта. Получили развитие направления, связанные с анализом и моделированием процесса музыкального творчества, которые открывают новые возможности как в области теории музыки, так и психологии музыкального творчества в целом. Новые высокотехнологичные творческие средства требуют от музыкантов умения профессионально владеть ими для успешного решения художественных задач, обусловленных развитием современных МКТ.


Новые направления, которые сформировались в конце второго – начале третьего тысячелетия в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике, обусловлены быстрым развитием электронных музыкальных инструментов (от простейших синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров) и тем обстоятельством, что «99% всей новой музыкальной продукции в мире сегодня создается и записывается при помощи электронных музыкальных инструментов и музыкальных компьютеров».

Возникла новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств, требующая знаний и умений, как в музыкальной сфере, так и в области информатики – музыкально-компьютерные технологии (МКТ).


Наблюдаемые тенденции развития МКТ в общем и профессиональном музыкальном образовании, возможности их применения, широкая востребованность, разнообразные сферы приложения позволяют говорить о появлении феномена МКТ как новой образовательной творческой среды.

Познание тайн звукообразования, звукотворчества, богатства тембрового и акустического воздействия музыки становится более осязаемым для истинного музыканта, обогащает его творческое воображение, дает стимул к художественному новаторству.


В последнее время обозначился значительный интерес музыкантов к компьютерной музыке: многогранность, глобальная применимость её дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень. И исполнителю, и композитору, и аранжировщику, и звукорежиссеру, и музыканту-педагогу сегодня уже недостаточно быть только уверенным пользователем персонального компьютера для достижения высоких профессиональных результатов и эффективного применения широкого спектра МКТ, представленных на российском и мировом рынке в данной сфере.


Совместимость компьютерной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом. В современном электронном и компьютерном музыкальном инструментарии наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии в музыке и искусстве музицирования.


В третье тысячелетие музыкальное искусство вошло с новым, медийным качеством звукового потенциала. Медийность проникает во все сферы музыкальной жизни: в музыкальный быт (радио, телевидение, концертная и театральная сцена); в учебниках по теории музыки и музыковедческих научных исследованиях всё чаще встречается термин «медиамузыка», любой музыкант с помощью нового инструментария может совместить в себе роли композитора, исполнителя и звукорежиссера, а компьютерная композиция давно перестала быть экзотикой. На вопрос, что в этой ситуации делать учителю музыки, ответ один – учиться новому. Неудивительно, что преподаватель, который сегодня использует на уроках только традиционные акустические инструменты и не умеет записать саундтрек или создать компьютерную аранжировку, выглядит в глазах учеников как минимум некомпетентным.


Развитие музыкально-компьютерных технологий  оказало большое влияние на формирование современной музыкальной культуры. Формируется понимание того факта, что специализированный музыкальный компьютер становится новым многофункциональным политембральным инструментом музыканта.


Музыкальному компьютеру, электронному музыкальному синтезатору и различным аспектам их функционирования в современной художественно-творческой среде посвящен ряд исследований.

Сегодня для музыкантов музыкальный компьютер открывает широкие возможности для творческого поиска. Можно перечислить лишь некоторые возможности музыкального компьютера:

        – запись, редактирование и печать партитур и дальнейшее их использование при помощи звуковых карт или внешних синтезаторов, подключенных, в частности, с помощью интерфейса MIDI;

        – оцифровка звуков, шумов, имеющих различную природу, и их дальнейшая обработка, и преобразование с помощью программ-секвенсоров;

        – гармонизация и аранжировка готовой мелодии с применением выбранных музыкальных стилей и возможность их редакции вплоть до изобретения своих собственных стилей, форм, структур;

        – сочинение мелодий на основе последовательности выбранных музыкальных звуков (музыкальное и звукотембральное программирование);

        – управление звучанием электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) – по сути, музыкальных компьютеров – путем введения определенных параметров до начала исполнения;

        – запись партий акустических инструментов и голосового сопровождения в цифровом формате с их хранением и обработкой в программах-редакторах звука; программный синтез новых звучаний при помощи математических алгоритмов и многое другое.

В таком специфическом виде деятельности, как музыкальное искусство, специализированный компьютер является не только помощником, но в некоторых случаях советчиком и учителем. Многообразные возможности музыкального компьютера позволяют использовать его как в области профессиональной деятельности композитора, звукорежиссера, аранжировщика, так и в области музыкального образования.


Одна из основных задач современного этапа развития музыкальной педагогики и педагогических исследований в данном направлении заключается в том, чтобы раскрыть дидактические особенности использования МКТ и музыкального компьютера, возможности их применения в музыкальном воспитании и образовании на основе классической музыки, традиционных подходов к способам трансляции многовековой музыкальной культуры.


Важно, чтобы увлечение новыми внешними цифровыми эффектами и возможностями не только способствовало получению ярких и красочных впечатлений в общении с музыкальным искусством, но и развивало критическое мышление, работало на развитие интеллектуального и культурного роста учащихся в Школе цифрового века.

Сегодня становится совершенно очевидным тот факт, что в использовании музыкального компьютера таятся большие возможности для сочинения, исполнения, исследования музыки и музыкального образования и воспитания; что этого процесса не следует опасаться, а, напротив, нужно поддерживать и принимать в нем активное участие, что отражено, например, в нашей работе.


Известно, что компьютерное и электронное звучание заполняет уже сейчас рекламу, клипы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы и т. п. Их качество нас далеко не всегда удовлетворяет. Поэтому возникает необходимость готовить в этой сфере настоящих профессионалов, которые могли бы действительно поднять художественный уровень искусства. И учебные заведения должны не отходить от дела, а по возможности руководить им».

С помощью Интернета можно обмениваться мнениями, общаться с людьми из любой страны в любой точке планеты. Но мы пока еще не используем многие новые инструментальные возможности цифрового века в музыкальном образовании, среди которых преимущества интерактивного диалога с музыкальным компьютером  для развития и совершенствования музыкальных навыков, применимых в повседневной академической практике. Построенные на основе цифровых технологий инструменты (электронные музыкальные синтезаторы, рабочие станции, виртуальные синтезаторы и т. д.) отличаются значительными выразительными ресурсами, что открывает широкие перспективы их применения в музыкальном образовании.


В последнее время обозначился значительный интерес музыкантов к МКТ, в частности к компьютерной музыке: многогранность, глобальная применимость электронной и компьютерной музыки дают новые, по сути безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень.


Совместимость компьютерной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.


Все это требует, с одной стороны, подготовки музыкантов, разбирающихся в современных мультимедийных технологиях; с другой – необходима подготовка специалистов в области музыкальной информатики, освоивших основы общего музыкального образования и владеющих знаниями в области программирования звука, звукосинтеза, звукотембрального программирования, моделирования музыкально-творческих процессов и профессионально владеющих технологиями студийной звукозаписи и компьютерными программами.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое информационные технологии?

2. Какую роль играют информационные технологии сегодня в образовательном процессе?

3. Что Вы можете рассказать о музыкально-компьютерных технологиях в профессиональном музыкальном образовании?

4. Как вы понимаете понятие "Музыкальный компьютер"?

5. Перечислите возможности "Музыкального компьютера".

6. Почему владение  музыкально-компьютерными технологиями важна для Вашей будущей профессиональной деятельности?

Гомель 2022

The website was started with Mobirise