Эра цифровых технологий, в которую вступило человечество на исходе второго тысячелетия, оказывает огромное влияние на все стороны жизни, в том числе и на жизнь искусства. Основа всей новой музыкальной продукции в мире сегодня создается и записывается при помощи электронных музыкальных инструментов и музыкальных компьютеров.
Компьютерная музыка становится важнейшей составляющей современной музыкальной культуры. Звуковой материал, представленный в цифровом формате, объективно является основой обновления музыкального искусства и музыкальной культуры в целом: появляются новые выразительные возможности, возникают новые жанры, стили, открываются новые художественные формы выражения и отображения музыкального пространства и многое другое.
На рубеже ХХ и ХХI веков возникло новое направление в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике, обусловленное быстрым развитием электронных музыкальных инструментов – музыкально-компьютерные технологии. Новые высокотехнологичные творческие средства требуют от музыкантов умения профессионально владеть ими для успешного решения художественных задач, обусловленных развитием современных музыкально-компьютерных технологий. В статье рассмотрены основные направления их использования в процессе моделирования элементов музыкального творчества.
Музыкальные компьютерные технологии создали эволюционно новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе – по Интернету).
Основные функциональные возможности использования музыкально-компьютерных технологий и музыкальных компьютеров в настоящее время:
1. Запись, редактирование и печать партитур общего назначения. Партитура может вводиться вручную - при помощи мыши или клавиатуры, либо с листа - при помощи сканера и программ распознавания (например, MIDIScan, MusicScan, PianoScan).
2. Запись, редактирование и исполнение партитур для электронных инструментов - компьютерных звуковых карт или внешних синтезаторов, подключенных с помощью интерфейса MIDI. Такие программы называются MIDI-секвенсорами и оперируют в первую очередь терминами MIDI-сообщений, допуская, однако, редактирование нотной части MIDI-партитуры в традиционном нотном виде.
3. Запись, редактирование и исполнение музыкальных модулей, содержащих в себе партитуру и оцифрованные звуки исполняющих ее инструментов.
4. Гармонизация и аранжировка готовой мелодии с применением выбранных музыкальных стилей, законов и заданных правил. Результат выдается в формате MIDI с возможностью его дальшейшей обработки. Наиболее известные программы автоаранжировки - Jammer и Band-In-ABox.
5. Сочинение мелодий на случайной основе путем последовательного выбора музыкальных звуков в пределах лада. К таким программам можно отнести Wind Chimes.
6. Стилистическая обработка MIDI-партитур с приданием им выразительных свойств "живого" исполнения в выбранном исполнительском стиле. Это достигается смещением начала нот относительно метрических долей, варьированием их длительности, акцентированием громкости в ключевых местах музыкальных фраз, имитацией исполнительских приемов (щипок, арпеджио, вибрато, тремоло, глиссандо) при помощи средств MIDI, внесение в партитуру элементов случайности и т.п. Среди таких программ наиболее известны Style Enhancer и SSEYO Koan Pro.
7. Управление звучанием электронных инструментов - как настройка до начала исполнения, так и модификация параметров звука вовремя его. Основное управление по интерфейсу MIDI осуществляют все программы секвенсоры, однако для ряда электронных инструментов и звуковых карт существуют дополнительные программы настройки режимов и загрузки оцифрованных инструментов в память синтезатора.
8. Запись партий акустических инструментов и голосового сопровождения в цифровом формате с последующим их хранением на компьютерных носителях и обработкой в программах-редакторах звука. Это позволяет монтировать запись, накладывать на нее различные звуковые эффекты, а затем воспроизводить - самостоятельно или синхронно с исполнением MIDI-партитуры на электронных синтезаторах. Из звуковых редакторов чаще всего используются Cool Edit, Sound Forge, Wave Lab.
9. Программный синтез новых звучаний при помощи математических алгоритмов - физического моделирования, аддитивного, разностного, частотно-модуляционного или таблично-волнового. Полученное звучание, как и записанный звук реального инструмента, может быть обработано в звуковых редакторах, после чего-либо загружено в память внутреннего или внешнего синтезатора, либо воспроизведено под управлением самой программы-синтезатора. Некоторые программы-синтезаторы снабжены встроенным секвенсором, позволяющим организовать из созданных звуков басовый или аккордовый аккомпанемент для музыки, исполняемой другими средствами.
10. Управление внешним звуковым и световым оборудованием посредством интерфейса MIDI, который является стандартным для оборудования этого типа (в последнее время для управления световым оборудованием больше применяется интерфейс DMX). Так делается согласование работы комплекса аппаратуры в студиях, на концертах или в дискотеках - вплоть до управления прожекторами и выдачи на отдельные мониторы партитур для исполнителей на акустических инструментах.
11. Запись звуковых компакт-дисков при помощи CD-рекордеров. Для этого достаточно подготовить набор файлов с цифровым звуком, полученным любым из описанных способов.
12. Создание обучающих видео курсов и мультимедийных презентаций к уроку музыки. Специализированные презентационные программы ориентированы в первую очередь на передачу информации от компьютера к пользователю. Авторские инструментальные средства позволяют осуществить высокую степень взаимодействия и создать действительно интерактивное приложение.
Set up your own web page with Mobirise