Электроакустическая музыка

Термин «Электроакустическая музыка» ассоциируется в первую очередь с экспериментальными и альтернативными направлениями современной музыки, чаще всего академической.

Возник в конце 60-х годов ХХ века в результате полного стирания границ между конкретной и электронной музыкой, которые, объединившись с направлением компьютерной музыки, образовали конгломерат под названием «электроакустическая музыка».

Таким образом, термин, фактически, объединяет три понятия: электронная, конкретная и компьютерная музыка, главным образом в академическом контексте (хотя в середине 90-х академические рамки также практически исчезли).


Возникновение электроакустической музыки явилось закономерным следствием кризиса музыкального мышления середины ХХ столетия, заключавшегося, по словам Ю.Холопова, в том, что при полной свободе диссонанса и двенадцатитоновой хроматики, не осталось больше никакого пространства для дальнейшего движения в традиционном направлении «вперед и вверх». На том же пути нет уже более никакого материала для дальнейшего освоения. Отсюда альтернатива – либо найти область супердиссонансов, которые компенсировали бы нарастающую недостаточность сильных контрастов, либо найти вообще другую концепцию музыки.


Следуя академической практике современной классической музыки, в словосочетании «электроакустическая музыка» делается попытка описать сущность явления. Но в отличие от сериализма, микротональности и т.п., этот термин не касается собственно техник, материалов или других музыкальных и, поэтому, более адекватных понятий. По мнению некоторых исследователей теперь, более пятьдесят лет спустя, эту музыку вновь следует называть «конкретная музыка», в то время как Франсуа Бэйль предпочитает название Musique Acousmatique (Акусматика), получившее широкое распространение в европейской электроакустике середины 90-х.


Электроакустическая музыка (англ. Electroacoustic music) — вид электронной музыки, создаваемой путём манипуляций с предварительно записанными или генерируемыми звуками. Обычно такая музыка хранится на электронных носителях информации и воспроизводится при помощи громкоговорителей, то есть без непосредственного участия человека-исполнителя, хотя вполне допустимо и её «живое» исполнение непосредственно на какой-либо концертной сцене.


Понятие «электроакустическая музыка» традиционно ассоциируется с теми академическими формами «технической музыки», которые имеют выраженную экспериментальную специфику и альтернативную направленность. В среде музыкантов, поле профессиональной деятельности которых включает в себя различные жанры и формы электронной музыки, электроакустическую музыку относят к одному из направлений академической электронной музыки.


Электронная музыка (нем. elektronische Musik, англ. electronic music) — музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий (с последних десятилетий XX века — компьютерных технологий). Как специфическое направление в мире музыки электронная музыка оформилась во второй половине XX века и к началу XXI века широко распространилась в академической и массовой культуре.

Электроакустическая музыка начала утверждаться в середине 20-го века как естественное продолжение конкретной музыки.


Конкретная музыка (фр. musique concrète) — вид авангардной музыки XX века. Шумы и звуки, главным образом, природного происхождения, записываются на магнитофон или иное звукозаписывающее устройство, подвергаются на этом устройстве микшированию и разного рода редактированию (обработка фильтров, пространственные стереоэффекты, изменения скорости и направления движения ленты и т.д.). В качестве звукового материала конкретной музыки могут использоваться, например, звук падающих капель воды, шум поезда, голоса птиц, скрип двери, вздохи, крики, фрагменты речи, пение человека, фрагменты звучания акустических музыкальных инструментов и т.п.


Артефакт конкретной музыки (аналоговая или цифровая запись, которая воспроизводится в концерте и используется для фиксации на коммерческий носитель, например, LP или CD) не предполагает интерпретации музыканта-исполнителя в традиционном смысле этого слова (изменения темпа, варьирование динамических нюансов, агогика и т. п.). В связи с тем, что для записи/воспроизведения такого артефакта требуется электротехническое и/или электронное оборудование, конкретную музыку считают разновидностью электронной музыки.


В отличие от обычной акустической музыки, в музыке электроакустической чрезвычайно важное (если не первостепенное) значение имеет работа над самим звуковым материалом: над созданием с помощью различных электронных устройств и современных компьютерных технологий новых, «искусственных» музыкальных звуков, сонорных состояний, сложных звуковых текстур и т.д.

При этом в качестве «музыкальных» в электроакустической музыке могут рассматриваться звуки любой природы и любого происхождения. В середине 70-х годов XX века к электроакустической музыке, наряду с конкретной, примкнула также и «компьютерная музыка».


В определённой степени к эстетической концепции, характеризуемой термином «электроакустика», приблизились также и некоторые экспериментальные и альтернативные направления «молодёжной» музыки («индастриал», «саундскэйп» и т. п.), которые развивались в контексте различных авангардных движений (футуризм, дадаизм и сюрреализм) и опирались прежде всего на работу с шумами и тембрами.


Жанры электронной академической музыки:


Акусматическая музыка

            • Образована из термина “acousma”, использовавшегося по отношению к ученикам Пифагора, имевшим                 обыкновение слушать речи учителя через занавес, скрывавшем его визуальное присутствие.

            • Хранится на электронных носителях, а воспроизводится без непосредственного участия человека.

            • Используются совершенно любые звуки (окружающей среды, акустических музыкальных                 инструментов, искусственно синтезированные и т.д.)

            • В  1955г. впервые ввёл термин – Пьер Шиффер.


Конкретная музыка

            • Звуки природного происхождения, записанные на любое звукозаписывающее устройство и                 подвергнутые обработке. (не муз. инструменты, все что угодно: шум, щелчок и т.д.)

            • Нет исполнителя.

            •  Развитие звукозаписывающей техники (микрофоны, магнитофоны, доступность средств                 звукозаписи для экспериментов).

            • 1948 г. - первые эксперименты П.Шеффера.


Возникновение электроакустической музыки

• 1944 г. – первое электроакустическое сочинение – Халим Эль-Дабха (Египет). Записал звуки                инструментов и голоса поющих при помощи громоздкого магнитофона на сплошном носителе (на                проволоке). Записанный материал он обработал в студии одной из местных радиостанций, наложив на                запись эффекты эхо и реверберации.

• 1948 г. – «Концерт шумов» П.Шеффера (Французкое радио)

• 1950 г. – «Симфония для одного человека» – первое большое сочинение конкретной музыки.

• 1955 г.- открытие трех студий:

                        – Фонолоджия (Италия)

                        – NHK (Япония)

                        – Филлипс (Голландия)

• 1956 г.  Луи и Биби Барроны написали музыку к фильму «Запретная планета».

• Были созданы схемы для производства таких звуков как жужжание, скрип, скрежет и ряда                   «космических эффектов».

• Химик, программист и композитор Лежарен Хиллер создаёт сюиту «Иллиак» для струнного квартета –                первую компьютерную композицию. Он был очень увлечен теорией информации, и был убежден, что компьютер может сам написать музыку если ему задать определенный алгоритм сочинения, который можно создать анализирую сочинения великих композиторов.

• Произведение «Песня юношей» – создатель Карлхайц Штокхаузен. Впервые использована технология синтеза  речи на основе текста пророка Даниила.

• 1963 г. – первый в мире синтезатор в привычном понимании, изобретатель – Дон Бушла.

• 1970 – 1980 г.г. – возникли жанры Краут-рок, Спейс-рок, Психоделический рок (наряду с классическим рок составом инструментального ансамбля, активно использовались синтезаторы. В звучании преобладала мистика, фантастика, активно имели место эксперименты с гитарным звучанием.

Начало 1980-х:

• Преобладание инструментальной музыки (электромузыкальные инструменты, космическая тематика)

• Развитие музыки для окружающей среды: фоновая (жанр – Эмбиент)

• Появились песенные формы электронной музыки (Синти-поп, электро-поп, техно-поп) Признаки:              "неимитация" реальных инструментов, демонстративно искусственный звук, роботизация вокала.

Вопросы для самоконтроля

1. Вспомните, что такое "экспериментальная музыка" и как она связана с "Электроакустической музыкой"?

2. Дайте определение "Электроакустическая музыка" .Когда впервые появился этот термин?

3. Какие три понятия объединяет термин "Электроакустическая музыка"?

4. Объясните, что такое "Конкретная музыка"?

5. Назовите признаки "Конкретной музыки"?

6. Что подразумевает собой жанр "Эмбиент"?

7. Что Вы знаете о понятии "Акусматическая музыка"?


Гомель 2022

Designed with Mobirise - Click here