Аудиоредакторы.
Обработка цифрового звука. Технология звукозаписи.

Изобретение компьютерной техники стало, пожалуй, одним из наиболее значимых событий минувшего века, и они оказали и оказывают большое влияние на нашу жизнь. Изначально разработка компьютерных систем была связана с военными или промышленными целями, но и индустрия развлечений не могла пройти мимо таких уникальных возможностей. В результате появилась масса развлекательных и игровых программ, а также приложений, с помощью которых можно записывать и редактировать видеоконтент, а также аудиофайлы. Так называемые аудио редакторы, коих сейчас можно найти немало, причем как платных, так и бесплатных, необходимы для того, чтобы редактировать звуковую информацию, которая находится в оцифрованном виде.


С помощью программ аудиоредакторов есть возможность записывать и редактировать композиции для музыкальных программ для телевидения и радио, озвучивать фильмы, или компьютерные игры и делать еще массу полезных и интересных вещей. Это, по сути, конструкторы, с помощью которых можно делать уникальные вещи со звуком, и специалисты используют их возможности для различных целей, в том числе и для восстановления старых записей, которые вообще могли быть утеряны для человечества.


Аудиоредактор – компьютерная программа для редактирования звуковой информации в цифровом представлении (цифровой звукозаписи).


Звуковые редакторы, как и графические, делятся на два вида: создающие звуки с помощью математических сил компьютера (компьютер использует различные законы физики, позволяя менять частоту звуковой волны), и создающие музыку путём оцифровки звука с микрофона или какого-либо инструмента.


Звуковые редакторы необходимы для обработки музыки.

Простейший редактор – это программа Звукозапись в комплекте Windows.


Редакторы позволяют осуществлять монтаж мелодий и добавлять различные эффекты. Можно отрезать куски, «слить» две мелодии, изменять громкость любого участка и т.д.


Цифровая звукозапись и обработка цифрового звука.


Прежде чем говорить о записи и обработке цифрового звука важно вспомнить параметры цифрового звука.


Частота дискретизации


При звукозаписи, мы должны уяснить некоторые моменты оцифровки звукового сигнала.

Частота дискретизации — это частота, с которой записывающим устройством фиксируются отсчеты входного сигнала. При записи звука в цифровом виде фактически записываются отдельные отсчеты или, иными словами, значения интенсивности звука в отдельные моменты времени.









Частота дискретизации для записывающих устройств имеет обычно следующие стандартные значения: 44,1 кГц; 48 кГц и 96 кГц. Чем большая величина частоты дискретизации, тем большее количество отсчетов делается за 1 секунду и тем лучше качество цифрового звука мы имеет в результате. Каково значение этих чисел? Они подразумевают количество раз снятия за секунду записывающим устройством значения интенсивности звука входного сигнала. Для измерения частоты дискретизации используются килогерцы (кГц), 1 кГц = 1 000 отсчетам в секунду.


К примеру, если запись осуществляется с частотой дискретизации 48 кГц, то это означает, что значение интенсивности звука звукозаписывающее устройство измеряет и фиксирует 48 000 раз в секунду.


Максимальное значение высоты звука, которое может быть подано в цифровом виде, равно примерно половине частоты дискретизации. Поэтому, при проведении записи с частотой дискретизации 48 кГц максимальная частота звука, которая может быть записана, равна 24 кГц. Этого вполне достаточно, если учесть, что человеческое ухо слышит частоты в среднем от 20 Гц до 20 кГц.


Разрядность


В разговоре о цифровых записывающих устройствах часто можно услышать слова «16 бит», «24 бита» и т. д. Одни означают количество единиц информации, с помощью которых можно представить значение каждого отсчета, получаемого при цифровой записи. Чем большая величина этого числа, тем точнее можно записать значение каждого отсчета и тем более высокое качество звука можно получить в итоге.




Битрейт


Что же такое «битрейт», и для чего он нам нужен?

В форматах потокового аудио (например, MP3), использующих сжатие c потерей качества, параметр «битрейт» выражает степень сжатия потока и, тем самым, определяет размер канала, для которого сжат поток данных.

Чем выше битрейт файла, тем «качественнее» звук, и тем больше места файл занимает на диске.


Битрейт – это количество данных в единицу времени используемое для передачи аудио потока. Битрейт измеряется, как правило, в килобитах в секунду (kbps).


Например, если mp3-файл закодирован с постоянным битрейтом в 128 kbps, это означает, что на каждую секунду композиции выделяется 128*1024 битов, то есть ровно 16 килобайт памяти. Минута музыки в таком файле будет занимать 128*1024*60 битов, то есть примерно 0,94 мегабайта, так что песня длиной в 5 минут будет занимать на диске около 5 мегабайт.


Звукозапись


Предположим, что есть человек (музыкальная группа, оркестр), желающий записать свою речь (песню, симфонию в своем исполнении) в «цифру». Сразу подразумевается, что человек хотя бы приблизительно представляет себе, о чем он будет говорить, группа хотя бы три-четыре раза подряд сыграла свою песню без ошибок, оркестр долго и нудно репетировал. И причем все эти люди точно представляют, что хотят слышать в результате. Дело совсем не в ограниченности ресурсов – цифровая звукозапись не представляет собой больших трат, за исключением, разве что, электроэнергии и голосовых связок (гитарных струн, тростей для кларнета или саксофона), однако, чем дольше идет работа, тем больше различаются результаты с тем, что было запланировано.


В среднем работа над одной записью голоса без фона в готовом виде идет 2-3 часа, песни – неделю, симфонии (если каждый инструмент записывается отдельно) – около полутора месяцев. Хотя история знает исключения в виде группы «Beatles», записавшей свой первый альбом из 14 песен за день.

Сегодня «мастера» мировой эстрады пишут свои альбомы иной раз по три-четыре года, предпочитая выбирать отдельную студию для записи голоса, отдельную – для записи ударных и т.д. Все зависит уже только от стремления, упорства и финансовых вопросов.


Этапы процесс цифровой звукозаписи

1. Запись звука

2. Обработка

3. Сведение

4. Мастеринг


Про запись звука и параметры оцифровки мы поговорили выше, далее речь пойдет следующих этапах цифровой звукозаписи:


Обработка (цифрового звука).


При помощи современных программных достижений в области редактирования звука с полученным сигналом можно творить просто чудеса. Можно заставить звучать нашу ударную партию в несколько десятков раз быстрее, можно замедлить ее до неузнаваемости.

Можно изменить тембр, можно наложить эхо, колоссальную реверберацию, при которой создастся ощущение присутствия на огромном стадионе или наоборот – полностью избавиться от нее, получив эффект присутствия в непосредственной близости с гитаристом.

Вокал, как правило, чистится от «плевков», «пиков» и других звуков, которые нежелательно пропускать в запись. Звуки вдохов перед звучащей фразой очень часто не убираются для эстетики и красоты звучания. Здесь можно сказать огромное «спасибо» именно цифровой звукозаписи, поскольку она предоставляет нам сделать это возможным двумя щелчками мышки, в то время как аналоговая запись требовала, куда больших трудов в этом плане.


Сведение.


Итак, мы обработали наши «кусочки» и приступаем к следующей стадии звукозаписи – сведению.Это очень интересный процесс сведения десятков звуковых дорожек, например, при записи коллектива с наличием большого количества инструментов, с возможностью налаживания готовых высококачественных семплов (электронных ударных инструментов, различных звуковых и шумовых эффектов).

Важный акцент и примечание.


Сведение, да и в принципе все этапы процесса звукозаписи нужно проводить в несколько дней, так как зачастую бывает – сведение произведено. Мы идем спать, а наутро включаем нашу скомпилированную запись и понимаем – звучит она жутчайшим образом.


Таким образом, сведение, это процесс создания конечной записи из отдельных дорожек, в котором уделяется внимание таким аспектам как баланс громкости, панорамирование, плотность звучания и расстановка эффектов, а мастеринг — эквализация и компрессия, доведение звучания микса до требуемого уровня.


Мастеринг.


Это когда вся звукозапись целиком подвергается общей обработке – к примеру, накладывается общая реверберация, или применяется общий эквалайзер – какие-то частоты меньше слышны, какие-то больше. В конечном счете, именно мастеринг решает, как будет звучать песня.


Таким образом, сведение, это процесс создания конечной записи из отдельных дорожек, в котором уделяется внимание таким аспектам как баланс громкости, панорамирование, плотность звучания и расстановка эффектов, а мастеринг — эквализация и компрессия, доведение звучания микса до требуемого уровня.


Использование аудиоредакторов для многоканальной записи и обработки цифрового звука, например, такого продукта компании Adobe, как Adobe Audition позволяет нам получить широкий спектр возможностей полноценного звукового редактора, который является прекрасным инструментом для работы с аудио.


Звуковая станция дает возможность осуществлять звукозапись в Adobe Audition в мультиканальном режиме. Источниками сигнала для записи может быть практически любое устройство с аудиовыходом: электрогитара, микрофон, плеер и т.д. Качество звучания, которое достигается при помощи данного редактора, способно успешно конкурировать со многими другими наиболее популярными программными решениями.

Вопросы для самоконтроля

1. Аудиоредактор это....

2. Какие Вы помните параметры цифрового звука?

3. Объясните, что такое "Частота дискретизации"?

4. К какому параметру относятся обозначения «16 бит», «24 бита»?

5. Что такое "Битрейт"?

6. В чем измеряется битрейт?

7. Вспомните определение "Процесс звукозаписи".

8. Назовите этапы процесса звукозаписи.

9. Расскажите подробней об этапе звукозаписи "Сведение".




Гомель 2022

Created with Mobirise - Find out