MIDI-сообщения как основной элемент технологии. MIDI-секвенция

• В начале 80-х годов необходимость увеличения гибкости управления разнородными синтезаторами стала очевидной, а развитие электроники подсказало путь решения проблемы: цифровое программное управление.

• Компании-производители синтезаторов удачно смогли договориться о разработке и поддержке единого стандарта на интерфейс управления синтезаторами, который и появился в 1982 году.

• Идеология стандарта подразумевала разделение органов управления и аппаратуры синтеза звука.

• Интерфейс MIDI фактически стал средством передачи положения клавиш и регуляторов от музыкальной клавиатуры к аппаратуре синтеза звука.

• Теперь музыкант мог с одной клавиатуры управлять несколькими синтезаторами разных типов и фирм-изготовителей.

• Более того, цифровой формат передачи позволил дополнить аппаратуру секвенсорами — устройствами, запоминающими наигранную мелодию.

• Теперь музыкант мог записывать композиции или их части, микшировать без потери качества звука и использования сложных студийных магнитофонов того времени.

• Стандарт быстро завоевал популярность. Постепенно дополняясь новыми возможностями, он не потерял актуальности и в наше время.

• В отличие от других форматов это не оцифрованный звук, а наборы команд (проигрываемые ноты, ссылки на проигрываемые инструменты, значения изменяемых параметров звука), которые могут воспроизводиться по-разному в зависимости от устройства воспроизведения.

• Удобство формата MIDI как формата представления данных позволяет реализовывать устройства, производящие автоматическую аранжировку по заданным аккордам.

• Кроме того, такие файлы, как правило, имеют на несколько порядков меньший размер, чем оцифрованный звук сравнимого качества.


ТАКИМ ОБРАЗОМ, производителями электронных музыкальных инструментов был придуман способ обмена сообщениями между различным музыкальным (и не только) оборудованием. (сценический свет)


Как принято у каждого «нормального» компьютера, все данные передаются «в цифре», т.е. в виде 1 и 0. Почему цифрами, а не прямо нотами? Ноты – это всего лишь обозначение звуков, вернее, только некоторых их характеристик.


Например, очень легко можно на слух отличить рояль от флейты, когда они играют одну и ту же ноту, но вот попробовать описать услышанное одним словом явно не получится. Цифрами же человек может целиком и полностью описать все действия над чем-либо и правила этих действий (вспомните такой тип звукового синтеза как физическое моделирование).


Вот и производителями электронных музыкальных инструментов был придуман способ обмена сообщениями между различным музыкальным (и не очень) оборудованием.


Сообщения эти в переводе на человеческий язык выглядят так: «Я, инструмент под номером 1 посылаю ноту номер 43, длительностью 99, сыгранную программой 1 на канале 16»; или «Я, инструмент под номером 2 устанавливаю громкость в 100, на канале 16»; или «Я, инструмент под номером 1 посылаю сообщение <12345 87654 97976 87654> инструменту номер 16».


Передаваемое по MIDI сообщение о каком-либо из подобных действий называют MIDI-сообщением, а всю последовательность MIDI-событий и временных промежутков между ними – секвенцией (ничего общего не имеющей с общемузыкальным понятием секвенции).


Самым распространенным типом MIDI-сообщений является нажатие клавиши (Note On или Key On). Это сообщение несет в себе информацию о двух параметрах: номере нажатой клавиши и силе удара по ней.


MIDI-секвенции и стандартные MIDI-файлы


MIDI-секвенцией называют записанную последовательность MIDI-сообщений и временных промежутков между ними. Такая последовательность при воспроизведении с помощью тех же устройств, на которых она записывалась, повторяет оригинал так же, как обычная аудиозапись.


Однако, работая с MIDI-секвенцией, мы можем как угодно исправить недостатки исполнения, добавить к нему необходимую динамику, артикуляцию и, спокойно отредактировав все исполнительские параметры, зафиксировать полученный результат.


Кроме того, MIDI-секвенция, записанная в файл, занимает очень немного места по сравнению с аудиозаписью. Для работы с MIDI-секвенциями сегодня существуют специальные программы-секвенсеры, благодаря которым редактирование стало исключительно удобным.


Каким же образом MIDI-сообщения записываются в секвенцию? Сами MIDI-сообщения, как и все прочие, записываются в виде двоичных последовательностей, а вот способы записи временных промежутков между ними бывают разными, в зависимости от используемого аппаратного или программного секвенсера. Один из таких способов – запись в стандартные MIDI-файлы.


Стандартные MIDI-файлы (Standard MIDI File) являются неким универсальным форматом записи MIDI-секвенций. Несмотря на то, что любой секвенсер имеет свой собственный формат записи MIDI-данных, в подавляющем большинстве из них предусмотрена возможность чтения и записи стандартных MIDI-файлов. Имена стандартных MIDI-файлов обычно имеют расширения .mid или .midi.


Возможность работы со стандартными MIDI-файлами предусмотрена в некоторых системах многоканального сведения аудио, а программы для работы с нотной графикой обычно позволяют импортировать MIDI-файлы с последующим преобразованием данных.


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение MIDI?

2. В каком году появился единый стандарт на интерфейс управления синтезаторами?

3. Что подразумевала идеология стандарта подразумевала MIDI?

4. Что такое MIDI сообщение?

5. Что такое MIDI секвенция?

6. Каким образом MIDI-сообщения записываются в секвенцию?


Гомель 2022

Designed with Mobirise web page templates