Стандарты GENERAL MIDI, GS, XG

Еще раз нужно подчеркнуть, что по MIDI не передается звук – по нему передаются только сообщения, при получении которых инструмент может его издавать.


Иначе говоря, соединив инструмент и компьютер MIDI-кабелями, мы только обеспечиваем «электронный» способ управления им; звук же по-прежнему снимается со звукового выхода инструмента.

Это говорит еще и о том, что сам характер звука – набор тембров, их окраска или натуральность, соотношение между голосами – будет в общем случае индивидуален для каждого инструмента или музыкальной карты, и если внутри одной серии инструментов еще наблюдается какое-то однообразие, то между сериями и тем более – инструментами различных производителей – его почти не бывает.


Кроме этого, большинство современных инструментов и карт позволяет использовать собственные наборы (банки) тембров, еще больше усугубляющих эти различия.


Ассоциация производителей MIDI-инструментов (MMA) ввела стандарт General MIDI – единый MIDI, или GM. Инструменты, соответствующие этому стандарту, обязаны иметь – качественно одинаковый набор из 128 мелодических (пианино, арфа, клавесин, органы, гитары, струнные, духовые, эффекты и т.п.) и 37 ударных (эстрадная ударная установка, тамбурины, конги, треугольники и т.п.) инструментов-тембров, а также реагировать на базовые команды управления звуком (громкость, панорама, модуляция и т.п.). Этот стандарт имел некоторые недостатки и для решения этой проблемы фирмами-производителями музыкального оборудования неоднократно предпринимались попытки расширения стандарта General MIDI. Так появился стандарт GM2 (General MIDI Level 2) – обновленная версия GM с увеличенным числом звуков и команд.


С целью упорядочения банков инструментов и способов управления синтезом фирма Roland ввела стандарт GS (General Synthesizer), описывающий конфигурацию двенадцати дополнительных банков (содержащих в основном вариации основных тембров и звуковые эффекты вроде взрывов, хохота или шума дождя), команды управления портаменто (глиссандо), эффектами реверберации, хора и задержки, резонансным фильтром (эффект типа кваканья), а также раздельной настройкой звучания ударных тембров.


Стандарт GS не получил столь широкого распространения, как General MIDI, однако многие музыканты все же отдают ему предпочтение. Более того, с GS-стандартом обычно считаются производители музыкальных программ и MIDI-редакторов.


Впоследствии, в 1994 году фирмой Yamaha на частичной основе GS был разработан более широкий стандарт XG (eXtended General – расширенный единый), включающий до 676 мелодических и 21 наборов (kits) ударных тембров (максимум 2097152 различных «инструментов»), с чрезвычайно широким набором команд управления. Такое большое число инструментов и контроллеров предоставляет MIDI-композитору возможность меньше ограничивать себя в создании своего произведения. Стало возможным контролировать не только параметры самих тембров, но и обработку исполняемой музыки в целом (эффекты реверберации, хора, задержки, вращающегося источника звука и другие).



Гомель 2022

Design a site - More info