Если необходимо записать голос или какие-либо акустические инструменты, то, прежде всего, потребуется микрофон (microphone) – электроакустический преобразователь, который реагирует на звуковые волны и вырабатывает эквивалентные электрические сигналы.
Для того, чтобы содержащаяся в звуке информация не претерпевала заметных изменений, микрофон должен отвечать следующим требованиям:
– при рабочих уровнях звука микрофон должен вырабатывать электрический сигнал, в достаточной мере превышающий уровень собственных электрических шумов;
– вырабатываемый сигнал не должен иметь существенных искажений;
– микрофон должен практически без изменений передавать все звуковые частотные составляющие, содержащиеся в сигнале в пределах частотного диапазона аппаратуры, к которой он подключен.
К основным характеристикам и параметрам микрофонов, определяющим их качество, относятся следующие:
– чувствительность – отношение напряжения на выходе микрофона к воздействующему на него звуковому
давлению (насколько быстро и адекватно микрофон реагирует на звуковой сигнал);
– динамический диапазон – разность между уровнями предельного звукового давления и собственных шумов (диапазон между шумом собственной работы микрофона и максимальной силой звука, которую способна ощутить мембрана);
– характеристика направленности – зависимость чувствительности микрофона от угла между его акустической осью и направлением на источник звука;
– частотная характеристика (ЧХ) – рабочий частотный диапазон.
Уровень собственных шумов и выходное сопротивление являются важными параметрами для микрофона (хороший – значит малошумящий). Выходное сопротивление микрофона должно соответствовать входному сопротивлению аппаратуры, к которой он подключен.
По виду характеристики направленности микрофоны делят на три основных типа: ненаправленные, двусторонне и односторонне направленные.
В первом приближении считается, что ненаправленные микрофоны одинаково воспринимают звук с любого направления. Рабочей областью ненаправленного микрофона является сфера, а его диаграмма направленности представляет собой окружность.
Двусторонне направленные микрофоны обладают одинаковой чувствительностью как с фронтальной, так и с тыльной стороны.
Односторонне направленные микрофоны чувствительны только к звуковым волнам, приходящим с фронтального направления.
Кроме направленных микрофонов существуют еще и остронаправленные.
Вообще говоря, без учета условий применения при решении конкретных задач нельзя утверждать, что микрофон с теми или иными характеристиками хуже или лучше. Не для всех параметров также справедливо утверждение: «Чем значение выше, тем лучше».
Например, микрофон с высокой чувствительностью хорош в подслушивающем устройстве для записи звука с большого расстояния. Но тот же микрофон малопригоден в руке солиста, поющего в сопровождении оркестра, так как он будет воспринимать не только голос певца, но и искаженные при распространении звуки музыкальных инструментов.
Для правильной передачи звучания басовых музыкальных инструментов не обязательно использовать микрофон с высокой верхней граничной рабочей частотой. Хотя, чем шире рабочий диапазон частот, тем универсальнее микрофон.
Не существует также идеального вокального микрофона. Каждый исполнитель, каждая песня требуют индивидуального подхода. В то же время, есть определенные рекомендации, от которых надо отталкиваться при выборе микрофона.
Так, динамические микрофоны характеризуются меньшим количеством высоких частот, но обладают большей стойкостью к перегрузкам. Для вокалистов с очень мощным голосом этот тип микрофонов может быть единственным приемлемым вариантом.
Но чаще для записи вокала используются все-таки конденсаторные микрофоны, причем микрофоны с большой мембраной – наиболее частый выбор для студийной записи сольного вокала.
Конденсаторные микрофоны с малой мембраной дают менее окрашенный звук, который хорош при записи подпевок. Если записывать самого себя, то не следует слушать микрофон «живьем», лучше записать процесс и прослушать потом.
Кроме того, надо помнить, что качество записи будет зависеть не только от качества микрофона, но и от того, как его использовали. Для записи большинства сольных инструментов и, тем более, ансамблей одного микрофона недостаточно – как правило, требуется два микрофона и более.
В каждом конкретном случае, в зависимости от расположения музыкантов и акустических характеристик помещения, необходимо выбрать оптимальное расположение и даже марку микрофонов. Если у вас нет в этом опыта, перед записью лучше проконсультироваться с профессиональным звукорежиссером.
В настоящее время существуют различные типы микрофонов, которые находят широкое применение в системах радиовещания, телевидения, телефонии, озвучения, звукоусиления, записи и усиления звука. Микрофон является первым и одним из наиболее важных звеньев любого электроакустического тракта. Поэтому его свойства оказывают огромное влияние на качество работы этого тракта.
Микрофоны в зависимости от назначения подразделяют на профессиональные и бытовые (любительские). Первые из них используют при профессиональной звукозаписи в радиовещании, телевидении, системах звукоусиления, для акустических измерений и т.д. Бытовые микрофоны используют при домашней звукозаписи.
По способу преобразования колебаний микрофоны подразделяют на электродинамические (ленточные и катушечные), электростатические (конденсаторные и электретные), электромагнитные, угольные и др.;
По диапазону воспринимаемых частот - на узкополосные (речевые) и широкополосные (музыкальные);
По направленности - на ненаправленные (круговые), двусторонненаправленные (восьмеричные или косинусоидальные), односторонненаправленные (кардиоидные, суперкардиоидные, гиперкардиоидные), остронаправленные;
По помехозащищенности - на шумозащищенные и обычного исполнения.
The page was designed with Mobirise