Работа с микрофоном

Наличие качественного микрофона само по себе не является гарантией успеха. Если Вы не умеете грамотно его использовать, то пользы от него не будет.


Итоговое качество записи акустических инструментов или голосов полностью зависит от Вашего умения обращаться с микрофоном. От дешевого, но правильно расположенного микрофона часто пользы будет намного больше, чем от дорогого, но неверно размещенного.


Кроме того, важную роль в легком и качественном управлении сессиями играет то, насколько правильно Вы храните и эксплуатируете микрофон или как организована Ваша студия. Забота об этом незаменимом аппарате и обдуманное его размещение станут немаловажной ступенькой на Вашем пути завоевания музыкального олимпа.


1. Некоторые микрофоны отличаются специфическими особенностями звука. Это может быть повышение эффекта присутствия, чрезвычайно глубокий бас и другое в этом духе. При определенных обстоятельствах эти особенности, несомненно, сослужат хорошую службу.


2. Оберегайте конденсаторные и электретные микрофоны от пыли и влажности, которые оказывают отнюдь не благотворное влияние на их звуковые качества. Особенно опасайтесь пыли и дыма: их попадание на микрофон может привести к серьезным повреждениям мембраны.


3. Если Вы приобрели дорогой качественный микрофон, то постарайтесь, чтобы Ваши деньги не пропали зря. В случае ухудшения работы микрофона целесообразно отправить его изготовителю или в специализированную сервисную службу для дальнейшего сопровождения и обслуживания. В первую очередь, там должны побеспокоиться об очищении диафрагмы.


4. У динамических микрофонов, по сравнению с электретными и конденсаторными, меньший динамический диапазон, включающий в себя более мягкие высокие частоты. Но, с другой стороны, динамические микрофоны отличаются большей устойчивостью к звуковым перегрузкам, исходящим от источников большой громкости, и к не совсем бережливому отношению, вернее, к его последствиям. Для создания более теплого или более жирного звука при записи, например, барабанов или «тонкого» вокала, или для снятия звука с источников с чрезвычайно большой громкостью идеально подойдет именно динамический микрофон.


5. Характерными особенностями конденсаторных и электретных микрофонов являются большая чувствительность, «быстрота» и нейтральность. С их помощью можно уловить тонкие звуковые нюансы.

Конденсаторные микрофоны с большой мембраной склонны демонстрировать более теплое и полное звучания, тогда как аналогичные аппараты с небольшой диафрагмой отличаются большей нейтральностью и точностью.


Микрофон следует удерживать на одинаковом расстоянии ото рта на протяжении всего выступления. Чтобы рассчитать оптимальное расстояние, приложите ребром ладонь с сомкнутыми пальцами к губам вертикально так, чтобы указательный палец касался губ. Безымянный палец в этом случае будет примерно там, где должен быть край микрофона. Если держать его дальше, голос будет звучать не так красиво. Если ближе – при произнесении звука «П» микрофон будет издавать малоприятный звук.



Не меняйте это расстояние в ходе выступления. Куда бы вы ни повернулись, микрофон следует тоже поворачивать, причем оставляя его не только на одном и том же расстоянии, но и повернутым одной и той же стороной. Лучший звук получается, когда микрофон образует перпендикуляр с вертикальной линией вашего лица.



Перед выступлением проверьте, где находятся динамики системы звукоусиления. Если они расположены у вас за спиной, будьте внимательны: когда мембраны микрофона и динамика направлены друг на друга, они вступают в резонанс и раздается свист. Если это произошло, не теряйтесь – все, что нужно сделать, это отвернуть микрофон от динамиков.


При использовании микрофона возможности жестикулирования ограничены. Рекомендуется держать микрофон в «главной» руке: левшам – в левой, правшам – в правой. Для жестикуляции остается неосновная рука. Типичная ошибка – попытка жестикулировать той рукой, в которой находится микрофон.


Если ваш микрофон со шнуром, то свободной рукой убирайте шнур из-под ног. Постепенно это движение станет автоматическим и не будет отвлекать вашего внимания. Если вы выступаете с радиомикрофоном, будет еще проще.


Хорошие микрофоны не дают никакого фона, и бывает неясно, работают ли они. Мало того, выступающий слышит себя не через динамики, а скорее благодаря резонансу черепной коробки, поэтому не всегда бывает уверен, что микрофон включен. Малоопытный артист или оратор выдает себя постукиванием по защитной сетке и магическим «раз-раз». Если вы тоже не уверены, выйдя к микрофону, просто поздоровайтесь с сидящими в зале. По реакции вы сразу поймете, слышат ли вас. Как включается микрофон, нужно выяснить заранее.


Поговорим о штативе, на который крепится микрофон. Чаще его называют стойкой. Она бывает двух типов: телескопическая и «журавль». Типичная ошибка неопытных ведущих – говорить в микрофон, находящийся на той высоте, на которой его оставил предыдущий выступающий, хотя стойку легко поднять и опустить одним движением руки.


Сняв микрофон со стойки и решив держать его в руках, непринужденно уберите стойку на правый или левый край сцены. В центре она оставаться не должна.


Как быть, если вы выступаете с микрофоном, закрепленным на голове? Это очень удобно: руки остаются свободными в течение всего выступления. Однако выключатель такого микрофона находится на передатчике, находящемся, скорее всего, на вашем поясе сзади. Или на гарнитуре, которая закрепляет всю систему на голове. И отключить его невозможно даже на секунду. Поэтому знайте: если вам будет угодно прокашляться или сглотнуть – все это пойдет в эфир.


Что делать, если микрофон установлен на столе или трибуне? Как правило, для этого используются специальные высокочувствительные микрофоны. Во всяком случае, звукооператоры настраивают аппаратуру с учетом того, на каком расстоянии будут находиться микрофоны от говорящих. Поэтому не стоит ложиться грудью на стол или трибуну, чтобы говорить в самую мембрану. Нам всегда кажется, что в динамиках наш голос звучит тише, чем следует. Это нормально.


Есть еще микрофон-петлица. Он крепится на лацкан пиджака или свитер специальной клипсой. Об этом микрофоне вообще можно забыть, потому что вы никак не можете влиять на его положение. Однако старайтесь делать меньше движений, вызывающих трение тканей на груди, иначе из динамиков будет доноситься малоэстетичное шуршание.


Придите на место выступления заранее, пройдитесь по сцене, попросите звукооператоров включить микрофон. Поговорите в него, походите с ним, попробуйте на вес стойку, поднимите и опустите микрофон на ней несколько раз, найдите кнопку включения. Привыкните к своему голосу, раздающемуся из динамиков. Вы станете чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее. Ваша уверенность усилится по мере приобретения опыта.


Гомель 2022

Make your own web page with Mobirise